О ПОСТРОЕНИИ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ
Эффективное решение программных задач Российского земского движения будет во многом зависеть от того, сможет ли Россия построить действенное и подлинное самоуправление и местную власть. Ниже публикуется интервью главного редактора журнала Виктора Глумакова с Советником РЗД, академиком Международной академии информатизации Орловым Ю. М., под руководством которого члены круглого стола РЗД выработали основные документы, определяющие структуру народовластия и управления в первичной ячейке самоуправления, территориальной общине, примерный Устав которой был опубликован в «Российской газете» 19 ноября 1994 года. * * * - Юрий Михайлович, Вы убеждены в том, что формой местного самоуправления должно быть только прямое народовластие. На чем держится это убеждение? - Все проблемы сегодняшнего дня могут быть решены только через прямое народовластие, которое должно строиться снизу вверх, а не наоборот. Местная власть должна быть непосредственной, прямой властью, которая будет решать проблемы каждого жителя общины. Только она, а не представительная власть, может решить основные проблемы отдельного человека по месту его жительства. - Итак, прямое народовластие. Чем оно отличается от привычных нам форм демократической власти? - Прежде всего следует отличать понятия власти и управления. Власть - принятие решения о правилах гражданского общения людей и о том, что можно делать, чего нельзя, а управление - это вызывание желательного или устранение нежелательного для власти поведения. Власть можно рассматривать как возможность, энергию, основу управления. Между властью и управлением такое же соотношение, как между энергией и работой. Благодаря энергии возможна работа, точно так же благодаря власти возможно управление. Но власть и управление - разные вещи и их смешивать нельзя. - Нельзя ли подробнее объяснить это различие? - Если взять отдельного человека, то его воля является властью, а то, что он делает, как ведет себя - следствием управления собственным поведением. Воля - сердцевина власти. В этом смысле источником реальной власти является не народ, а отдельный гражданин. Если же взять группу людей, то решение о том, какой порядок, правила гражданского общения они будут соблюдать, образует власть членов группы, а действия по достижению жизненных целей - составляют управление. Можно сказать, что власть учреждает правила поведения, а управление - реализует эти правила. Основой правил поведения являются обычаи. Однако жизнь постоянно усложняется, и обычаи не могут упорядочить всю жизнь; люди вынуждены создавать новые правила. - Следовательно, сущность народовластия состоит как раз в том, что народ принимает определенные правила, законы. - Слово «народ» здесь все путает. Лучше говорить о том, что каждый гражданин данной общины принимает участие в принятии неких новых правил поведения. А народ - это абстракция и от имени народа можно делать и то, с чем народ не согласен. - Прямое народовластие - это когда каждый человек выражает согласие или несогласие с некоторым правилом, которое предстоит принять. - Да. Каждый человек. Прямое народовластие, когда в принятии решения об этих правилах участвуют непосредственно все члены группы или общины. Между носителем власти, гражданином и актом принятия решения связь непосредственная, без посредников. А представительная демократия состоит в наличии посредника между отдельным гражданином и властью, которая принимает законы. В представительной демократии власть по существу с помощью определенных приемов, узаконенных конституцией и законом о выборах, захватывается народными представителями на определенный срок. Происходит отчуждение власти от отдельного гражданина. Это вредит государству в целом, и особенно опасно для местного самоуправления. Если в прямом народовластии непосредственное согласие каждого гражданина с принимаемым законом выражается немедленно в момент его принятия, то в представительной демократии эта связь отсрочена. Народный представитель на определенный срок становится полностью независимым от своих представителей. Это имеет свои плюсы и минусы. В представительной демократии гражданин перекладывает ответственность и заботу о благосостоянии общества на своего представителя и не занимается принятием законов или правил. Минусы состоят в том, что представители народа могут злоупотреблять доверием и преследовать свои эгоистические интересы, что выражается в коррупции и в том, что политика превращается в большой бизнес. - В каких формах может на местах осуществляться прямое народовластие? Через сходы, собрания на площади? Ведь если в общине более трех тысяч человек, то трудно провести собрание и серьезно обсуждать вопрос. Сход немедленно превратится в митинг, в котором будут преобладать горлопаны. Богатые и влиятельные члены общины могут подкупать этих горлопанов и создавать нужное большинство. Есть еще одно обстоятельство. В зависимости от того, кто придет на собрание и кто не придет, будет определяться ход собрания. Сход может так же легко превратиться в господство или люмпенов, или денежного мешка и мафии. Это будет похуже собрания представителей. - Вы хорошо описали обычный опыт сходов и митингов. Но работу собрания можно упорядочить. Это сделано в Уставе общины. Приведу фрагмент устава: «5.2 Любой член Общины может участвовать в работе народного собрания. Если Община велика, то участие в Народном собрании осуществляется членами общины по очереди, определяемой жребием. Способ жеребьевки определяется Народным собранием». В этом пункте записано, что каждый по очереди может участвовать в собрании. Обычно посещение собрания гражданином является величиной случайной: он может прийти и не прийти на собрание. Это моделируется с учетом размера общины и помещения, в котором должно проходить собрание. - Однако захотят ли граждане ходить на эти собрания? Ведь сегодня на выборы едва половина населения приходит. Мне кажется, что прямое народовластие! не осуществимо, ибо нет механизма активного функционирования такого собрания. Поневоле нужно будет избирать представителей. - Я опять обращусь к Уставу. «Участие в собрании является в соответствии с российскими традициями «земской повинностью», выполнение которой обязательно и почетно. Член общины может отказаться от участия в собрании данного созыва». Он может отказаться, но будет заменен другим, на которого выпал жребий. Поскольку жеребьевка, стоит гроши, то такая замена, в отличие от замены выборного представителя, легко выполнима. Нетрудно представить, что если собрание каждого созыва будет действовать 3 месяца, то каждый из 40 тысяч граждан общины обязательно будет членом собрания один раз в течение двух с половиной лет (если зал собрания вмещает 400 человек). - А если гражданин не захочет участвовать в собрании? - Он не может отказаться участвовать в собрании. Если он принят в члены общины, а это предполагает согласие гражданина с ее Уставом. Когда гражданин пишет заявление о принятии его в общину, то он выражает согласие с его уставом. Если же он не согласен, он, естественно, не вступает в общину. - Значит гражданина принимают в общину? - Это является необходимым условием строительства власти снизу. Власть всегда основана на согласии подчиняться ей. Акт принятия гражданина в члены общины есть законное выражение этого согласия и легитимизация власти органов власти общины. А если граждан просто объявят членами общины и спустят сверху закон о местном самоуправлении, согласие с которым они не выражали, то эти граждане не будут эту власть считать своей и подчиняться ей, как это происходит сегодня. В этом случае общинники не будут соблюдать законов, которые принимает местная власть, и их придется принуждать к этому. Поэтому при разработке устава мы исходили из принципов согласия и строительства власти «снизу». - Почему Вы уверены, что собрание из 400 человек не превратится в митинг или в нечто похожее на Новгородское вече? - Митинги буйные именно потому, что туда идут буйствовать и выражать протест. Происходит как бы отбор протестующих. Точно так же и на сход идут те, кому почему-то это нужно. А в нашем Уставе этого отбора нет. Выборка случайна и представляет дух и психологию общинников наиболее близко к сути. Отбора нет. - Но 400 человек - это много. Смогут ли они обсуждать правильно вопрос? - Смогут, так как они его не будут обсуждать, а только принимать предложения или отказываться от них. Обсуждать будут эксперты и профессионалы, как это происходит в суде присяжных. Приведу положение из Устава. «5.4 Число членов действующего в данный период Народного собрания определяется Уложением о Народном Собрании общины. Член общины, которому выпал жребий быть участником собрания, присягает на Конституции РФ и Уставе Общины и берет на себя обязанность соблюдать: этический кодекс Народного собрания, добросовестно выслушивать аргументы ЗА и ПРОТИВ предлагаемого решения, голосовать по собственной совести и разумению, не представляя чьих-либо интересов, не участвовать в споре сторон, в предварительных перед голосованием сговорах, консультациях, дискуссиях, не принимать петиций, ходатаев, представителей от общественных организаций, партий. Он обязан голосовать ЗА или ПРОТИВ или воздержаться относительно проекта решения. Его действие должно основываться только на обсуждении вопроса по существу на сессии Народного собрания. Явное или скрытое объединение участников народного собрания во фракции недопустимо и является нарушением прав членов общины на беспристрастное и честное рассмотрение вопроса по существу. 5.5 Народное собрание общины не является представительным органом, так как его участники не представляют ничьих интересов, а принимают решение сами для себя и которые сами должны выполнять. Народное собрание осуществляет прямое народовластие. Его решения обязательны для всех членов общины, без исключения». - А если они не будут соблюдать этический кодекс? - Они не могут его не соблюдать. Если на вас выпал жребий быть членом собрания, то вы даете согласие выполнять регламент собрания еще до собрания. Если вы не согласны, то вас не включают в члены собрания, и все. Притом, перед собранием вы даете обещание соблюдать регламент, который является частью Устава. - Значит, устав запрещает членам собрания участвовать в дискуссии? - Устав культивирует мудрость. Мудрость состоит в том, что человек должен выслушивать ЗА и ПРОТИВ. А если он участвует в дискуссии, то теряет мудрость, поскольку должен принять какую-то сторону и обсуждать это. В суде присяжных дискутируют профессионалы ЗА и ПРОТИВ, а присяжные только слушают, и это обеспечивает мудрость принимаемых решений. - Если мы примем этот устав общины, то полностью отменяются всякие выборы в местные органы власти? И не нужно будет тратить миллиарды на выборы? - Да. Потребность в них отпадает. Затраты мизерные, только на жеребьевку и оповещение и оформление зала собрания. Отпадает необходимость и в политических партиях, которые приготовились участвовать в выборах в местные власти. Собрание пополняется за счет жребия, и члены собрания будут принимать решения для себя, а не для других, как это делают народные представители. Это порождает в России совершенно новый вид демократии, которому принадлежит будущее. - Но с этим не согласятся власть имущие. - Согласятся, ибо это в их интересах. Сегодня власть служит денежному мешку. А тогда государственные и местные деятели будут служить народу, представленному в народном собрании. Это в их интересах. Никому не хочется быть продажным, даже государственному деятелю, который сегодня должен делать дело и смотреть, что будет с его партией и как к нему относится мафия, которая провела его на выборах. А при прямом народовластии он будет отвечать только за свое дело эффективного управления и не более. Поэтому новое, прямое, народовластие в интересах государственных людей. - А какого размера должна быть территориальная община? - Община должна быть больше комитетов самоуправления. Комитеты могут входить в общину как субъекты общины. Община должна быть достаточно велика, порядка 20-40 тыс. человек, для того, чтобы она могла быть субъектом собственности и иметь достаточное финансовое обеспечение за счет налогов. Поэтому будет верно, если община будет совпадать с сегодняшними минимальными административными округами, принятыми в нашей стране. - А как Вы мыслите образование этих общин как органов самоуправления? - Любая Община может быть уже сегодня зарегистрирована как общественная организация. Для этого должно быть не менее 10 учредителей и устав и учредительские документы. Предлагаемая система максимально упрощает процесс реформирования местной власти и самоуправления. Предполагается прохождение следующих фаз. 1. Регистрация территориальной Общины как общественной организации. 2. Вовлечение граждан в члены Общины. 3. Если число членов общины станет больше половины численности населения данного административного округа, данной организации вышестоящей властью присваивается статус органов местного самоуправления. 4. Глава администрации данного административного округа может быть избран Председателем Управы территориальной общины, что обеспечит эволюционное перерастание сегодняшней местной власти в новую форму прямого народовластия. Предлагаемая схема устраняет возможность конфронтации местной сегодняшней власти с нарождающимся прямым народовластием, меняются только линии подчинения: если сегодня глава администрации полностью зависит от вышестоящего главы, партии, к которой принадлежит, от качества выполняемого управления, то с момента, когда он становится Председателем Управы, он подчиняется только народному собранию Материалы, оформляющие систему и структуру прямого народовластия, состоят из пяти основных типовых документов. 1. Устав территориальной общины. Опубликован полностью в «Российской газете» от 19 ноября 1994г. в приложении «Земство». 2. Уложение о народном собрании территориальной общины. 3. Этический кодекс члена народного собрания (регламент собрания). 4. Уложение об управе территориальной общины. 5. Уложение об общинном суде. Указанные пять документов разработаны Отделением Международной академии информатизации - Ассоциированного члена ООН под моим руководством, приняты на Круглом столе Российского земского движения в качестве типовых документов, образующих правовую основу народовластия. В разработке принимались во внимание мировой и российский исторический опыт общинной жизни и проекты законов о местном самоуправлении, разрабатываемых в Государственной Думе. |