Прямое народовластие как идея Пишут
о русской идее, об идее новой России. Прежде чем думать об идее, которая
способствовала бы возрождению России, нужно определить смысл и функцию идей в
жизни человека. Тогда можно будет произвести отбор тех идей, которые окажутся
пригодными для решения поставленной проблемы выживания России. Идея
прямого народовластия или непосредственной демократии, в противоположность
демократии представительной, должна стать главной идеей Новой России. Но
это невозможно, - думает читатель. - Ведь идея только тогда становится
материальной силой, когда она распространена и "овладеет массами. А
сегодня никто не слышал о прямом народовластии. Ни один политик не имеет этой
идеи в своем репертуаре!". Действительно политики не обсуждают идею прямой
демократии. Они не могут об этом подумать, так как они сами являются продуктом
представительной демократии. Распространенной ошибкой является представление о
том, что сила идеи в ее распространенности. Атомистические представления в
науке начала 19 века разделяли единицы, которые подвергались шельмованию и один
из них, Больцман покончил самоубийством, не выдержав морального террора ученых.
А сегодня атомистическая идея является основанием научного мышления. Итак,
качество идеи, её истинность определяется не распространенностью ее в умах, а
тем, делает ли она жизнь более эффективной. Широкая распространенность идеи не
свидетельствует о ее жизнеспособности или истине. Например, идея улучшения
жизни путем выбора хороших депутатов в законодательное собрание и хорошего
президента весьма распространена, но она не работает. Люди постепенно
убеждаются в ее слабости, что проявляется в том, что они отказываются
голосовать. Люди уже знают, что можно выбрать очень талантливого справедливого
и гениального человека, но он быстро испортится, играя по правилам игры
представительной демократии. Это свидетельствует о глубоком кризисе идеи
представительной демократии. Представительная демократия изжила
себя. Сегодня она уже не народовластие. Она стала средством, наилучшим
образом, обеспечивающим господство незначительного числа представителей
мирового финансового капитала над народами. Именно в представительной
демократии, через избирательную систему и парламентаризм, который узаконивает
подкуп в виде лоббирования, реализуется необыкновенно эффективная формула
обогащения: "деньги - власть - деньги". Сохраняя правила игры
представительной демократии, мы воспроизводим среду и условия для полного
господства мирового и российского финансового капитала над народами России. Это
очевидно для каждого и не нуждается в доказательствах. Стоит только спросить
себя: "Сколько стоит избрать депутата или президента?" У кандидата
этих денег нет, и он их получает в течение избирательной кампании и должен их
возвратить, обеспечивая сверхприбыли спонсорам. Только в системе прямого
народовластия каждый гражданин России приобретет реальную, а не декларируемую
возможность эффективно влиять на управление своей территорией и брать на себя
ответственность за принимаемые решения. Только в этой системе практически, а не
декларативно устраняется отчуждение власти от гражданина. Подобно
тому, как никто иной вместо меня не может пить, есть, отдыхать, - все это я
должен делать сам для себя - подобно этому я не могу передавать другому власть,
то есть отдавать право принимать решение обо мне и моем образе жизни другому
человеку, каким бы хорошим он мне не казался. Подлинная
власть неотчуждаема от гражданина. Только создав систему прямого народовластия,
гражданин перестанет передавать власть представителям, а будет пользоваться ею
сам. А может возродить Советы? Ведь советы возникли как форма прямого
народовластия. Возрождение советов в форме представительной демократии с ее
избирательной системой приведет к беспредельному господству в стране
финансового и иного капитала сверху донизу через механизм местного
самоуправления. То, что сегодня и происходит. Практика выборов - бесстыдный и
наглый, открытый подкуп голосов на фоне разрушения общечеловеческих ценностей
стала обыкновенным явлением, с которым человек почти свыкся. Итак, советы
возникли как форма прямого народовластия. Однако в борьбе за власть партия
большевиков превратила советы в один из приводных ремней господства одной
партии. Реально действующие советы приобрели внешнюю форму представительной
демократии, а на самом деле были приводным ремнем власти партийной
номенклатуры. Прямое народовластие при этом было уничтожено. Именно поэтому
разгон советов в октябре 1993 года прошел легко. На защиту Советов не поднялся
народ, и новой власти не представляло труда заменить их бюрократическими
органами управления. Советы пробовали защищать только люди, приобщенные к
власти, а не простые граждане. Советы могли удовлетворительно обеспечивать
самоуправление в определенных пределах при постоянном контроле одной партии, что
сдерживало коррупцию, позволяло в какой то мере учитывать интересы населения,
территорий. Люди чувствовали, что у них есть власть, какая она ни есть, и
которая в какой то мере решает местные проблемы. Сейчас же местная власть
находится в руках бюрократии. Этим поддерживается ностальгия
по Советам. Но граждане России не считали советы органами прямого
народовластия, так как вопрос о том, кто будет заседать в Совете, решался в
кабинетах Партии. Немного истории: Каждый народ в развитии своей государственности
переживал длительный период прямого народовластия. Все областные города
Киевской Руси имели органы прямого народовластия в виде Народного Собрания,
вече. Князья приглашались для управления, и в качестве таковых были только
пользователями власти, а не носителями ее. Они управляли по договору.
Подлинными носителями власти были граждане данного сообщества. Другое дело,
когда князьям удавалось полностью захватить власть, как это было сделано в
московском княжестве с помощью Золотой Орды. Однако это было не естественным, а
деформированным развитием. С ростом государств, прямое народовластие стало
невозможным по следующим причинам. · 1) в силу ограниченности возможностей
натуральных средств коммуникации, на которых оно было основано. · 2) Действующие регламенты народного
собрания с ростом числа участников его затрудняли принятие решений. Сходы и
Вече становились недееспособными и более походили на митинги, чем на собрание,
где вырабатывается решение. · 3) Возможности подкупа и манипулирования
большинством голосов увеличились. Толпу нетрудно организовать на деструктивные
действия и разные беззакония. · 4) Добропорядочные граждане не желали
брать на себя бремя власти и отказывались посещать собрание, а вместо них на
собрание приходили люмпены и подкупленные горлопаны.
Гражданин не был обязан быть членом собрания.
· · Имеется опыт прямого народовластия.
Принцип прямого народовластия сегодня реализован в Швейцарских общинах, в суде
присяжных. · Кроме этого имеются психологические предпосылки для прямого
народовластия. Современный человек имеет опыт участия в собраниях и имеет
достаточно дисциплины, чтобы соблюдать регламенты, принятые собранием. · · Гражданин через средства массовой
коммуникации получил представление о том, каким образом вырабатывается решение
в парламентах. Современный средний россиянин, в отличие от новгородца 15 века
имеет опыт участия в различных собраниях и в состоянии выполнять регламент
собрания. · · Принцип народовластия соответствует коллективному бессознательному россиян, так как все народы,
населяющие Россию, имели этот опыт общинного самоуправления. · · Конституция РФ, и Государственная дума
допускают прямое народовластие в законе о местном самоуправлении. Недавно
принятый Думой закон, определяющий формы контроля против фальсификации выборов
Президента допускает форму прямого народовластия, чем законодательно признается,
что представительная демократия изжила себя. Известно,
что главными функциями местной власти являются утверждение бюджета, принятие
правовых актов, определяющих образ жизни в данном сообществе и утверждение в
должности, и принятие отчетов главы и чиновников самоуправления. Эти функции в
управлении швейцарских общин сегодня осуществляются путем поголовного опроса
граждан, имеющих избирательное право. В типовом Уставе территориальной общины,
разработанной круглым столом Российского Земского Движения, которым руководил
автор настоящей статьи, утверждается следующее: "5.2.
Любой член Общины может участвовать в работе народного собрания. Если Община
велика, то участие в Народном собрании осуществляется членами общины по
очереди, определяемой жребием. Способ жеребьевки определяется Народным
собранием. Участие в собрании является в соответствии с российскими традициями
"земской обязанностью", выполнение которой необходимо и почетно. Член
общины может отказаться от участия в собрании данного созыва". Данная
процедура может обходиться без средств телекоммуникации, которые еще недоступны
для отдаленных поселений. Она создает возможность на некоторое время каждому
гражданину взять на себя бремя власти и ответственность за решения об образе
собственной жизни, не перекладывая их на посредников, которые, как правило,
злоупотребляют властью, если не в своих интересах, то в интересах тех, кто им
может платить. Комплектование состава Нового Совета не требует проведения
избирательной кампании, что в сотни, раз удешевляет власть. Стоимость
жеребьевки, обеспечение безопасности, и организационные расходы не сравнимы по
цене с процедурами представительной демократии или прежних Советов. Прямое
народовластие, может быть распространено и на уровень Районных Советов, члены которых
будут делегированы по квоте на короткий срок от каждой территориальной общины
данного района. Городские Советы могут быть созданы аналогично. Вопрос же о
центральной власти этим проектом не затрагивается. Советы данного состава
сохраняют полномочия в течение 3 месяцев. После этого происходит полное или
частичное обновление состава Собрания путем жеребьевки. Преимущества, которые
открываются при этом, - уникальны. · Возможность каждому члену общины принять
участие в работе совета в порядке очереди, определяемым жребием. · Участие в
работе власти каждого члена общины, способствует развитию в нем правосознания,
повышает ответственность и устраняет иждивенческие настроения в людях, которые
приводят население в политические ловушки различного рода. ·
Затрудняет коррумпирование органа власти, ·
дает возможность каждому члену общины разделять бремя и ответственность власти.
·
Участник собрания не получает никаких преимуществ перед рядовым членом общины,
а скорее даже жертвует своими правами на время пребывания у власти. ·
Система отменяет выборы, то есть те правила игры, которые обеспечивают в наше
время финансовому капиталу успешно манипулировать сознанием и управлять
обществом в своих интересах, а не в интересах всех граждан. Эти - негодные
правила игры должны быть заменены другими правилами, соответствующие духу
народа. ·
Устранение избирательной системы оздоровит жизнь территориальных общин,
устранит источники искусственных кризисов, стимулируемых предстоящими выборами,
когда политика и работа ответственных должностных лиц ориентируются на
привлечение и заигрывание с избирателями, а не на дело. ·
Жребий не подвластен партиям и интересам людей. Он соединяет божественное
и земное. На жребии основаны критерии принятия решений в современной науке,
когда она имеет дело со случайными процессами. Жребием пользовались наши
предки. Жребием пользуется наука в принятии решений с помощью статистических
критериев. ·
Замена выборов членов Новых Советов жеребьевкой усиливает зависимость
управления от народа. Ходячее возражение против жребия: посредством жребия, по
закону больших чисел, достигается усредненное представительство. Может ли
средний человек заниматься управлением? Ведь управление высшее искусство,
требующее не только знаний и опыта, но и особой интуиции. Управлением должны
заниматься самые лучшие, доказавшие это и внушающие доверие, а не
"кухарки". Предлагаемая система прямого народовластия не отвергает
искусство управления, а предполагает его, так как управители выбираются и
утверждаются народом в соответствии по их таланту и эффективности управления.
Вводится только прямая ответственность главы администрации перед Собранием и не
более. Жребий применяется только в определении членства Собрания. Иные
должности в системе самоуправления выбираются Собранием или назначаются лицом,
полностью ответственным перед Народным Собранием Общины. Проект основан на
различении двух фундаментальных вещей: акта порождения власти и актов
пользования властью в целях управления. Порождение власти осуществляется только
и только волеизъявлением члена народного собрания. Других источников власти не
должно быть. Это четкое различение делает невозможной борьбу законодательной и
исполнительной властей, ибо власть ОДНА, и она создается только в Собрании. А в
Управе происходит только управление, то есть пользование властью, как это и
должно быть. Должностные же лица органов управления будут зависеть только от
собрания, а не от собственной партии, денежных вливаний и вышестоящей
бюрократии. Устранение влияния денег на самоуправление оздоровит жизнь.
Благоприятные последствия прямого народовластия трудно описать. Достаточно
сказать, что на уровне местной власти политика станет врачеванием душ. А сейчас
политика - грязное дело. Любое дело должно встретить поддержку активной части
населения. Посмотрим, что получат государственные люди и политики.
Государственные мужи приобретут в Народном Собрании опору, уверенность и волю,
так как будут зависеть не от трех или четырех хозяев (партия, финансирующие
группы, вышестоящая бюрократия и интересы дела), а только от Народного
Собрания. В Писании сказано, что не может быть у человека двух хозяев. Ни
одна партия не сможет захватить власть. Поэтому Партии перестанут стремиться к
захвату власти и приобретут истинную свою природу: выражать определенные идеи и
интересы определенных слоев населения перед единственным источником власти
Новыми Советами. В Советах будут изъявлять свою волю не профессионалы, а
граждане, которые будут принимать правовые акты для себя. Их согласие -
единственный источник принятия акта. Сила государства в исполнении законом и
правил. Когда люди принимают правила для себя, то они склонны будут их
исполнять, и закон не будет нуждаться в принуждении к его исполнению, как это
происходит сегодня. Прямое народовластие - основывается на ненасилии.
Принуждение же и насилие являются не общими, а частными случаями жизни
ненасильственной власти при особых случаях, например ловли разбойников и
мошенников. Возрастание профессионализма законодателей. Профессионалы будут
обслуживать Собрание, разрабатывая проекты актов, проводя их экспертизу,
убеждая Собрание к принятию акта или отказу от него. Только в новых Советах
профессионалы будут служить народу, и будут выращиваться кадры управленцев,
способных преданно служить народу. Ученые Международной Академии Информатизации
(МАИ) совместно с аналитиками Совета Общин Российского Земского Движения
исследовали исторический опыт, виды, традиции прямого народовластия, имевших
место в разное время на территории Российского государства, других стран и в
результате разработали принципы, структуру, основы организации непосредственной
демократии в условиях территориальных общин, традиционных для России. Они
воплощены в пяти основных документах: Устав Земской Территориальной Общины,
Уложение о Народном Собрании, Уложение об Управе Общины, Уложение об Общинном
Суде, Регламент работы народного собрания, названный как "Этический кодекс
члена народного собрания". Эти, разработанные Круглым столом документы
могут лечь в основу для разработки правовой структуры Новых Советов. Я убежден,
что 21 век положит начало прямому народовластию и изживет власть мирового
финансового капитала. Новая Россия может создать формы народовластия, которые
станут главной идеей реформ государственности в третьем тысячелетии. Это будет
ответ России на мировой кризис представительной демократии и у России будет
чему поучиться и другим странам в изживании представительной демократии, язвы
20 века. Международная Академия Информатизации и Совет Общин Российского
Земского Движения предлагает сотрудничество в идеологическом, информационном и
психологическом обеспечении процесса формирования местной власти, свободной от
избирательных систем любого рода, результатом которого должно быть качественное
обновление государственности. Президент отделения психологии МАИ, |